Как рынок коммерческой недвижимости чувствует себя в 2022 году? - «Аналитика рынка»
Evans Вчера, 17:25 529 Аналитика рынка недвижимостиИсточник: ЦИАН
Циан и Knight Frank 26 мая провели прямой эфир «Офисный рынок — 2022: от уравнения со множеством неизвестных к четкой стратегии». Представляем главные тезисы его участников — директора по аналитике бизнес-юнита «Коммерческая недвижимость» Циан Александра Павленко и директора департамента офисной недвижимости Knight Frank Марии Зиминой.
Основные показатели
Аналитики Циан и Knight Frank подвели итоги I квартала 2022 года в сегменте офисной недвижимости Москвы. Как рассказала Мария Зимина, конец 2021 года стал для него просто потрясающим. Это было время подъема, ажиотажного спроса на офисные помещения, равного которому не наблюдалось восемь лет.
После этой сказки февраль 2022 года был похож на ушат холодной воды: по итогам I квартала в эксплуатацию введено лишь 13 тыс. кв. м офисных площадей, то есть примерно одно здание.
В связи с тем что собственники в основной массе стараются отложить строительство до тех пор, пока им не будет понятна динамика развития рынка, к концу декабря Knight Frank ожидает ввода 150–200 тыс. кв. м.
По итогам прошедшего квартала в Knight Frank зафиксировали хорошие показатели объема сделок. Тем не менее объем чистого поглощения составил –22 тыс. кв. м. Это говорит о том, что спрос на офисные площади снижается. Такой тренд знаком нам с пандемии 2020 года.
Динамика спроса
В первый локдаун (март–апрель 2020 года) Циан в зависимости от класса недвижимости зафиксировал падение спроса в Москве до 30–35% относительно доковидного уровня.
После снятия ограничений рынок «догнал» отложенный спрос и показатели выросли до 80–90% относительно допандемийных с последующим падением до 60%.
В прошлом году мы наблюдали несколько всплесков. В I квартале спрос достигал доковидных показателей, а с конца 2021-го и до начала 2022 года в сегментах А и В результаты даже превысили доковидные показатели. В то же время показатели класса С начали снижаться и только накапливали отставание.
В 2022-м спрос стал стабильно снижаться (до 40–45%) уже во всех классах офисной недвижимости. В конце апреля — начале мая он достиг 30% от доковидного в классе С и 50% в классах А и B.
Уровень падения спроса в 2022 году схож с показателями первого локдауна 2020-го. Однако причины у них совершенно разные. Если во время локдауна участникам рынка было тяжело проводить сделки технически, то сейчас арендодателям и арендаторам непонятно, по какой цене их нужно совершать.
Цена аренды
С начала 2022 года цена аренды офисов класса А, в отличие от других, сильно выросла. Это связано с тем, что на рынке появились новые помещения.
Субаренда
Сегодня компании пытаются реализовать помещения самостоятельно. В Москве на субаренду вышло очень много площадей — 150 тыс. кв. м. Это гораздо больше, чем в период локдауна.
Больше всего субарендных помещений появилось в ключевых деловых районах Москвы (от 40 до 45 тыс. кв. м). Knight Frank ожидает, что эта цифра будет только расти.
Мария Зимина уверена, что рост субаренды — это хорошее «лекарство» от строительства новых офисов в ближайшее время. Стоимость возведения любых зданий сейчас так высока, что инвесторы трижды думают над тем, нужны ли им новые бизнес-площади.
Цена продажи
Александр Павленко отмечает, что стоимость продажи растет быстрее, чем цена аренды. Одна из причин этого — дисбаланс спроса и предложения на рынке строительных материалов, которые выросли в цене.
В Knight Frank отмечают, что сделок по аренде офисов всегда совершается больше, чем сделок по их продаже: арендный рынок более гибкий. Чтобы купить новый офис, сегодня нужно расстаться с непривычно большой суммой и при этом ждать окончания строительства, что не устраивает бизнес. Более того, бренды достаточно быстро меняют свои потребности, поэтому отдают предпочтение аренде.
Рентабельность
В Циан рентабельность рассчитывается на основании показателя cap rate — отношения цены аренды за год к цене продажи. Чем больше разница между этим показателем и ключевой ставкой, тем интереснее инвестиции в данный сегмент коммерческой недвижимости.
В отличие от периода пандемии сейчас разница между cap rate и ключевой ставкой стала отрицательной. Из-за ускорения инфляции цена продажи последнее время росла гораздо быстрее, чем ставка аренды, поэтому покупка офисов для сдачи в аренду становилась все менее выгодной в процентах годовых.
После того как Центробанк снизил ключевую ставку до 11%, она сравнялась с показателем cap rate. Это улучшает ситуацию. Возможно, альтернативные инвестиционные инструменты сейчас имеют сопоставимую доходность, но они учитывают только пассивный доход и не включают процент дохода от возможной продажи недвижимости.
С учетом этого она остается активом, способным защитить от инфляции: чем больше обесценивается рубль, тем быстрее растет стоимость будущей продажи объекта.
Возможные сценарии поведения рынка
В течение трех последних месяцев многие иностранные компании заявили о своем уходе из России. Однако, как заметили в Knight Frank, не всё, о чем пишут СМИ, действительно реализуется. Часто зарубежный бизнес останавливает производство или продажи, но сохраняет офисы и структуры управления.
Если посчитать все офисные площади, которые сейчас занимают компании, заявившие об уходе из России, наберется 500–600 тыс. кв. м.
Мария Зимина предсказывает два сценария:
1. Половина компаний действительно уйдет и освободит свои офисные площади.
2. Уйдут все иностранные фирмы, заявившие о завершении работы в России. Свои офисы они продадут.
Если мы допустим, что строительство офисов останется на нынешнем уровне и будет сдана только половина возводимых сейчас помещений, то в классе А при первом сценарии рынок достигнет вакансии 14–17%, а при втором — 21–22%.
Смягчить последствия «глобального исхода» может приобретение и объединение зарубежных предприятий местными компаниями. IT-сектор и госструктуры, которые перекупают уходящий бизнес, будут поддерживать спрос на рынке.