Почему в Свердловской области нет и не будет реновации. Валерий Кунщиков — о словах и делах власти - «Новости регионов»
Вячеслав 1-09-2021, 15:12 612 Новости регионовИсточник: 66.RU
В Доме журналистов прошел второй круглый стол на тему реновации — пожалуй, одного из самых обсуждаемых законов в стройкомплексе прямо сейчас. О содержании разговора можно почитать у коллег, а суть свелась к нравоучениям: министр, депутат и директор института законодательства учили журналистов, как правильно называть закон, предусматривающий снос старых домов. Корреспондент 66.RU Валерий Кунщиков в авторской колонке задается вопросом, почему риторика властей опять скатывается в обвинения.
Николай Андреевич Воронин, который участвовал в круглом столе, как любой, кто пишет законы, — дотошный, въедливый, или даже в хорошем смысле занудный. Николай Андреевич сейчас возглавляет Уральский институт регионального законодательства. Его прошлое всегда было связано с политикой. Депутатом он стал еще в советское время. Когда СССР распался, то по инерции он остался во власти. В 1996 году Николай Андреевич был избран депутатом областной думы. В 2000, 2004 и 2008 годах переизбирался по спискам «Единой России».
Николая Андреевича выставили защищать закон о реновации. Если вкратце, то это значит, что вместо старого дома построят новый. Раз в десять выше, чем был до того.
Первое отступление
Вообще, это отличная мысль. Реновация, я имею в виду. Города застроены хаотично и неэффективно. И реновация должна внести рациональность. Другое дело, хорошо ли вместо двухэтажки строить двадцатиэтажку, свидетельствует ли это о развитии города?
Второе отступление
Вообще, с точки зрения девелопера, строить двадцатиэтажку вместо двухэтажки — это эффективно, рационально и рентабельно. Стройка — это бизнес. Куча рабочих мест, драйвер экономики, отрасль с мультипликативным эффектом и социальной нагрузкой, но прежде всего бизнес. И я допускаю, что только построив двадцатиэтажку вместо двухэтажки, девелопер сможет отселить старый фонд, рассчитаться с подрядчиками и получить свою прибыль.
Третье отступление
Государство говорит, что реновация — это благо. Что реновация позволит решить проблему старого жилого фонда, что человек из барака переедет в человеческие условия — в двадцатиэтажку. «И вообще, люди, как вы можете быть против?! Вы что, мазохисты?!» Вытаскивать людей из хижин/лачуг/хибар/халуп — задача государства. Делать так, чтобы они переехали в достойное жилье — задача государства.
А что делает государство в этой ситуации? Принимает закон, который сталкивает девелопера и человека из хижины/лачуги/хибары/халупы. «У нас тут в законе написано: улучшение жилищных условий. Ну, разберитесь там сами как-нибудь». И в этом самое большое лицемерие: государство, перекладывающее свои задачи на бизнес, и государство, не считающееся с правами частной собственности.
Четвертое отступление. И последнее
Денег на реновацию в бюджете Свердловской области нет, потому что все деньги на реновацию — в бюджете Москвы. Поэтому региональный бюджет девелоперам никак не поможет. Вот такая реальность.
Николай Андреевич — умный человек. Но почему-то его поставили на передовую и выдали плохой арсенал: придирки, угрозы и недоговаривание.
Придирки
— Мы говорим о комплексном развитии территории. Реновации в Свердловской области не было, нет и не будет. Действие закона о реновации ограничивается Москвой (в процедуре реновации участвует бюджет). Ни в одном другом субъекте о реновации не может идти речь, потому что нет федерального закона.
Реновация — это просто термин, который: а) понятный и емкий, б) появился задолго до той московской программы расселения пятиэтажек.
Угрозы
— Любое упоминание реновации в таком контексте — введение граждан в заблуждение. Прошу вас обратить на это внимание. Я прошу не забывать, что существует закон о распространении заведомо ложной информации. Используя это слово, пресса возбуждает жителей.
Да, виноваты СМИ. Еще СМИ виноваты в провале транспортной реформы, монетизации льгот, приходе к престолу Лжедмитрия I, появлении лох-несского чудовища и Троянской войне.
Недоговаривание
— Отличие КРТ (то есть реновации) в том, что на стадии планирования будет заранее определяться, сколько будет жилья, как территория будет обеспечена детскими садами, как будет ездить общественный транспорт, есть ли поликлиники.
Каждая большая стройка предполагает проект планировки, где эти параметры заранее прописаны. Более того, каждый проект планировки проходит общественное обсуждение. Это вообще ни разу не отличительная особенность реновации (то есть КРТ).
Эфир я досмотрел только до середины. Поэтому не представляю, какие аргументы звучали дальше.
Жаль, что еще одну идею, которая могла бы что-то изменить в лучшую сторону, опять хоронят из-за того, что никто не смог нормально ее воплотить и объяснить. А Николай Андреевич — не злодей, а символ государственной системы, отражение мироощущения типичного чиновника.